В июле 2025 года российский рынок легковых автомобилей с пробегом показал уверенный рост, достигнув 599,4 тыс. перепродаж, что на 4,4% выше результата июля прошлого года (573,9 тыс.) и сразу на 22% выше показателя июня. Это лучший месячный результат за последние семь месяцев, хотя он и не дотянул до рекорда октября 2024 года (638,3 тыс. машин). В целом за январь–июль продажи составили 3,48 млн автомобилей, что лишь на 2% меньше, чем годом ранее, что подтверждает более высокую устойчивость сегмента подержанных машин по сравнению с рынком новых авто.
Марочная структура по-прежнему отражает устойчивое доминирование Lada, которая в июле реализовала 145,7 тыс. автомобилей, увеличив показатель на 5,8% к прошлому году. За семь месяцев продажи марки составили 922,5 тыс. единиц — это лишь на 0,3% меньше, чем в 2024-м, что указывает на способность бренда удерживать объемы даже в условиях сжатия рынка. Toyota, занявшая второе место, показала в июле рост на 4,8% (61,26 тыс. шт.), но по итогам периода январь–июль продажи снизились на 5% (343,98 тыс. шт.). KIA с результатом 35,74 тыс. автомобилей в июле сохранила уровень прошлого года (+0,3%), однако в накопленном итоге за семь месяцев падение составило 6,5% (200,04 тыс. шт.). Hyundai, напротив, в июле выросла на 16,2% (33,98 тыс. шт.), что частично компенсировало спад в январе–июле на 5,1% (184,74 тыс. шт.). Более ощутимое сокращение показали Nissan (–9,1% за семь месяцев), Volkswagen (–9,5%), Renault (–5,6%), Honda (–3,9%), Chevrolet (–5,1%) и Ford (–6,2%).
Модельная иерархия демонстрирует, что спрос концентрируется на проверенных временем позициях. Лидером июля стала Lada Granta (15 466 шт., +9,3% к июлю 2024-го), а в годовом выражении она показала рост на 11,5% (90 754 шт.). На втором месте Lada 2107 с 13,3 тыс. шт. в июле (+10,6%) и 81,67 тыс. шт. за январь–июль (+2,2%). KIA Rio удерживает третью строчку, хотя в июле продажи модели снизились на 8,5% (12,13 тыс. шт.), а за семь месяцев падение составило 11,5% (71,22 тыс. шт.). Hyundai Solaris, напротив, показал позитивную динамику в июле (+4,3%, 12,01 тыс. шт.), но в накопленном итоге остался в минусе на 6,5% (69,35 тыс. шт.). Интересно, что Toyota Corolla в июле прибавила 7,1% (10,49 тыс. шт.), а по итогам семи месяцев выросла на 4,1% (56,92 тыс. шт.), что выделяет ее среди иномарок на фоне общего спада.
Рыночный контекст формируется под воздействием нескольких факторов. Во-первых, сохраняется высокий уровень цен на новые автомобили, что поддерживает интерес к сегменту с пробегом, но одновременно ограничивает возможности покупателей обновлять машины. Во-вторых, на рынке наблюдается постепенное восстановление предложения в ряде регионов, что объясняет рост продаж в июле в таких марках, как Hyundai и Lada. Наконец, в сегменте иномарок старше 5–7 лет сохраняется давление из-за сложностей с поставками запчастей, что влияет на ликвидность ряда моделей и отражается в снижении их оборотов.
Таким образом, рынок легковых автомобилей с пробегом демонстрирует высокую адаптивность. Сохраняются четкие лидеры, а умеренный рост в июле при негативной годовой динамике говорит о частичной стабилизации. Дальнейшее развитие сегмента будет зависеть от состояния экономики, доступности автокредитования и ценовой политики на рынке новых машин. |