Свежие данные статистики от «Автомаркетолога», показывают, что рынок новых легковых автомобилей в России продолжает находиться под давлением, хотя июль 2025 года внес в его динамику долгожданный позитивный импульс.
В июле было продано 120,8 тыс. новых легковых автомобилей — это на 12% меньше, чем в июле 2024 года, но на целые 34% больше, чем в июне текущего года. Более того, это лучший месячный результат с начала 2025 года. Такой скачок объясняется как сезонными факторами, так и накопленным отложенным спросом, который начинает постепенно возвращаться на рынок на фоне начавшегося снижения ключевой ставки и продолжающихся программ субсидирования от производителей.
Тем не менее, по итогам семи месяцев рынок по-прежнему в минусе: реализовано 652,5 тыс. автомобилей против 863,2 тыс. годом ранее, что соответствует падению на 24%. Таким образом, даже несмотря на июльскую оттепель, говорить о восстановлении пока рано — тренд остается отрицательным.
Если смотреть вглубь, по брендам и моделям, становится очевидным: рынок продолжает структурироваться под влиянием китайских производителей. Топ-10 марок и моделей стабильно удерживаются брендами из КНР, при этом российские игроки — АвтоВАЗ, в первую очередь — хоть и сохраняют большие объемы, но немного теряют в своей рыночной доле. Это говорит о том, что потребитель по-прежнему ориентирован на соотношение «цена/оснащение», а китайские бренды с их модельной политикой и агрессивной поддержкой продаж оказываются в более выигрышной позиции.
На модельном уровне тенденции примерно те же: китайские кроссоверы продолжают лидировать по продажам, постепенно вытесняя с пьедестала некогда безальтернативные «бюджетники». Это указывает на сдвиг в потребительских предпочтениях: несмотря на сложную макроэкономику и высокие ставки.
Интересно и то, как начинает сдвигаться кривая сезонности. Если в прошлые годы пик приходился на май–июнь, то в 2025 году июль неожиданно стал переломным моментом. Это может быть связано с затянувшимися периодами принятия решений и желанием дождаться сигналов от рынка, прежде чем выходить на сделку. Важно, что сигнал был — и он был прочитан.
Отдельно стоит отметить, что доля автомобилей, проданных по программам с субсидированием от производителей, остается высокой. Именно этот фактор пока компенсирует негативное влияние высокой ключевой ставки, особенно в сегменте массовых моделей. Однако в более дорогих сегментах, где таких программ либо нет, либо они не столь щедры, спрос по-прежнему подавлен.
Так что несмотря на локальное оживление в июле, рынок по-прежнему движется в минусе. Его текущее состояние — это баланс между отложенным спросом, сохраняющимся недоверием к будущему и растущей долей китайских брендов, которые перехватывают инициативу. Продолжение снижения ключевой ставки, сохранение программ господдержки и стабилизация цен — ключевые условия для того, чтобы рынок смог завершить 2025 год хотя бы с минимальным ростом к концу. |